Хотя много научных трудов было посвящено
происхождению слов и их функции, но, по справедливому замечанию Л. Рона
Хаббарда, то, как слова воздействуют на нас, по большей части оставалось без
внимания. Этот фактор – непонятое слово -
и рассматривается в технологии обучения: как непонятое слово влияет на
процесс обучения, а следовательно, на качество нашей жизни, и как решается эта
проблема. Как отмечалось, прояснение слов является частью более обширного
пласта знаний – технологии обучения, разработанной Л. Роном Хаббардом.
Однако, поскольку непонятое слово может полностью
воспрепятствовать пониманию целых предметов – математики, иностранных языков,
истории, - прояснение слов, вызывающих трудности, приобретает громадную
важность. Более того, именно непонятое слово порождает обособление от
изучаемого предмета, а затем враждебность. Именно этим и объясняется
взаимосвязь между необразованностью и преступностью, о которой уже так много
сказано, а также тот факт, что благодаря применению учебных методов ЛРХ члены
банд в Лос-Анджелесе в буквальном смысле сменили оружие на книги.
И наконец, учитывая, как непонятое слово влияет на
наше владение языком вообще, прояснение слов является незаменимым инструментом
для масштабного возрождения культуры. Попросту говоря, Рон Хаббард ведет речь о
том, что непонятое слово вызывает у нас дискомфорт в отношении слов вообще,
делает нас замкнутыми и заставляет выражаться односложно. И вот перед нами встаёт мрачная фигура студента, скупо
роняющего односложные слова. Однако даже, казалось бы, образованный читатель
может страдать из-за того, что он называет небольшими «нестыковками», и
следовательно, из-за неспособности постигать смысл прочитанного на
концептуальном уровне; иначе говоря, он может читать слова как таковые, но не
может даже приблизиться к пониманию всей глубины смысла. Вот лишь одно последствие
этого: целые слои населения сегодня уже
не могут понять настоящую литературу, а свидетельством этому то, что некогда в каждом английском пабе восхищённым слушателям читали вслух
книги Чарльза Диккенса, тогда как сегодня бары предлагают лишь трансляцию
соревнований на широкоформатном телевизоре.
Всё это и многое другое стало темой эссе Л. Рона
Хаббарда «Прояснение слов: ключ к общению, образованию и пониманию», написанной
в 1980 году. Хотя, как однажды заметил сам ЛРХ, необходимо испытать прояснение
слов на себе, чтобы понять, какое это чудо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий